Инфографика, Обучение | Даниил Шмитт
Высшее образование выбираем ощупью – двигаемся вслепую, полагаясь на представления, советы, мечтания. В итоге менее 50% выпускников работает по специальности. Сооснователь «Школы траблшутеров» Даниил Шмитт делится осознанными маршрутами обучения
Как обычно выбираем науки для будущей работы по профессии? В подавляющем большинстве случаев никак: выбираем диплом, а не набор знаний. Поэтому потом и усмехаемся: в жизни аттестат пригодился раз-другой – потребовали при трудоустройстве из-за формальностей.
Работодатель, при найме вчерашних студентов, ценит репутацию вуза, средний балл, впечатления от интервью. Иногда даёт задания или проводит тестирование – проверяет базовые знания, образ мышления. Неудивительно, что в первую очередь выбираем университет и прилежность.
Потом выращенные в «комнатных условиях» сталкиваются с реальностью. Оказывается, многое из пройденного не нужно. Иное, требуемое для продвижения по карьерной лестнице или достижения превосходных результатов, – не то что не преподавалось, но даже не обсуждалось.
На помощь приходит второе высшее и дополнительное образование – с собственным множеством подводных камней. Несмотря на понимание профессии, порой идём за корочкой, или осваиваем неприменимое, купившись на яркую рекламу или вдохновившись демонстрацией умений.
В Школе траблшутеров (ШТ) иначе смотрим на выбор навыков и знаний: предлагаем пять моделей, которые помогут построить программу развития в семнадцатимерном пространстве по 18 направлениям. Всего 324 навыка для предпринимательства, работы и жизни.
Первый способ навигации в многомерном пространстве сделали по университетской схеме: выделили специальности, объединив схожие навыки вокруг «системообразующего». Образованные таким образом цепочки из 18-ти умений назвали направлениями.
Наименование направления повторяет название ключевого навыка: Здоровье, Эффективность, Лидерство, Выступление, Карьера, Управление, Маркетинг, Продажи, Траблшутинг, Программы, Аналитика, Финансы, Консалтинг, Бережливость, Технологии, Прогресс, Теории, Практики:
Отличие от вузов всё-таки есть – рассмотрим на примере направления Здоровье. Мы не готовим будущих врачей или фармацевтов: даём ограниченный объём знаний, как подкрепление основной деятельности. Медикам будет мало пользы от повторения уже пройденного материала.
Но для руководителей, собственников, экспертов ценна выжимка знаний для наведения порядка в активностях, помогающих эффективному выполнению обязанностей. Им не нужно становиться докторами, важно быть энергичными и здоровыми. Находить ресурсы в условиях авралов и цейтнотов. Поэтому в каждой области знаний тщательно отбираем полезное для бизнес-целей.
Другие направления значимы иным – дают понимание применения навыков на практике. К примеру, в рамках «специальности» Программы изучаем множество кейсов, реализованных на проектах. Показываем таблицы, презентации, схемы, модели, базы данных, графические элементы…
Третьи направления, такие как Эффективность, отличны тем, что моментально дают результат и оставляют большой задел для самостоятельного совершенствования. Так, на навыке Скорочтение, ученики лучше запоминают текст и быстрее читают уже после нескольких занятий. Но и по завершении курса остаётся большая домашняя работа для совершенствования чтения.
Деление навыков по условным специальностям помогает разобраться, что проходить для развития в определённой области. При этом умалчивает, что осваивать для комплексного совершенствования. Поэтому переложили направления в виде линий метро, где навыки – станции:
Так смогли добавить ещё одно измерение: пересадочные узлы подсказывают, где и на какие ветки можно перескочить. Например, чтобы ярко выступать с презентацией, необходимо подготовить материалы и их подачу, а также позаботиться о слайдах с помощью Microsoft PowerPoint.
Несмотря на полезность пересадочных станций, навигация обучения всё равно казалась недостаточной: какие направления лучше всего дополняют друг друга? Ведь не зря в университетах есть факультеты. По аналогии объединили по две ветки в одну программу:
Предыдущие представления не учитывают последовательность прохождения навыков в зависимости от сложности и взаимозависимости. Также не содержат информации о способах самостоятельно прохождения – представили ветки в виде «небоскрёбов»:
Каждый этаж – навык, окошки – доступные по нему материалы: в ШТ можно учиться на онлайн-занятиях с преподавателями и одногруппниками или самостоятельно по книгам и видеоматериалам. Нижние этажи – базовые умения, верхние – более сложные и специфичные.
Один навык обычно проходим за 12 занятий по полтора часа. В рамках курса есть домашняя работа, проверочные, дополнительные материалы. На лекциях отвечаем на вопросы учеников, нередко корректируем программу в зависимости от потребностей и уровня подготовки.
Благо материалов хватает: сотни кейсов и не один десяток тысяч слайдов теоретических выкладок. Подробнее о содержании занятий можно узнать на сайте или в цикле видеопередач «Навыки траблшутера», где детально говорим о программе обучения по каждому навыку.
Наряду с «небоскрёбами», второе отличие ШТ от вузов в том, что не готовим узкопрофильных специалистов. Предыдущие представления помогают выбрать направление, но не отвечают на конкретные вопросы. Их можно представить в общем виде: «Что делать, чтобы преуспеть?»
На основании запросов учеников и их устремлений, озвученных на занятиях, выдели девять целей: получить работу, поднять зарплату, перейти в лучшую компанию, развить в себе руководителя, создать компанию, оптимизировать бизнес, прокачать умения, стать траблшутером:
Выше пример разделения по целям навыков одного семестра: жёлтая заливка на пересечении умения и цели означает его полезность для указанной задачи. После такого распределения обнаружили, что есть универсальные навыки: подходят для всех или большинства задач.
Сделаем сверку получившихся измерений: специальности, пересечения станций, сложность и окна по небоскрёбам, факультеты, цели. Начинать обучение можно с универсальных навыков или брать те, что сразу применимы в работе. Избранные идут путём траблшутера, проходя всё.
Но и всего вышеперечисленного показалось мало: на Дне открытых дверей выделили время для составления индивидуальных программ обучения на основании бэкграунда, уровня подготовки и долгосрочных целей. Теперь выбираем подходящие навыки в режиме реального времени.
Очевидна связь между умениями, навыками и результатами в работе: выше экспертность – лучше выполнение. Также понятна полезность soft skills, помогающих в общении и продвижении. С помощью различных представлений упростили процесс обучения и приблизили достижения.