Стенография, Обучение | Даниил Шмитт, Валерий Хлебнов
Способность записывать мысли со скоростью речи – заветная мечта бывалых переговорщиков и новоиспечённых студентов. Партнёр «Школы траблшутеров» Даниил Шмитт с учеником Валерием Хлебновым разбирают отчасти утраченный и незаслуженно забытый навык.
Согласно данным Российской национальной библиотеки, истоки отечественной скорописи уходят в XVI в. Писцы думали над оптимизацией текстов, облегчением труда, экономи бумаги. Стали подвергать остракизму украшательства в письме. Упрощённые росчерки не искажали смыслов.
Сегодня навык несправедливо считается полезным лишь для узкого круга лиц, а желательным разве что для работников МИДа. Надеемся на честность оппонентов по переговорам, соглашаемся таскать диктофоны и видеокамеры, не задумываясь о затратах времени на расшифровку.
Письмо помогает не только в попытках договориться. Ещё в школе узнаём и убеждаемся на практике, что зафиксированное на бумаге запоминается лучше. Крепко отложившиеся знания выручают в самые неожиданные моменты. Процесс фиксации можно разделить на этапы:
- Аудиально распознаём, что произносится.
- Преобразуем наборы звуков в картинки букв и слов.
- Фиксируем образы на бумаге, аккуратно выводя закорючки.
Даже при такой простой разбивке видно, что неоднократно прокручиваем услышанное: рисуем ассоциативные картины при первом ознакомлении, переводим на язык символов при записи, закрепляем слова движением руки, смыслы предложений – прочтением начертанного.
Работают разные виды памяти: аудиальная, визуальная и мышечная, что положительно сказывается на запечатлении материала. Но это лишь вершина айсберга: если записываем не под диктовку, добавляется умственная работа по сокращению смыслов и вычленению важного.
Начинает работать логика. При беглости мышления возникает желание добавить мысли и комментарии. Появляется особая структура и наглядная инфографика. Поднимается настроение, когда удаётся вдохнуть жизнь в безжизненные тексты, сделав из конспекта живописное полотно.
Но у обычного письма есть недостаток – тщательно выводимые многоштриховые буквы не позволяют фиксировать происходящее со скоростью говорящего. Теряются драгоценные смыслы и дьявольские детали. Сухая выжимка лишается эмоциональных посылов и чувственных реакций.
Академия наук СССР в лице Института языка и письменности народов СССР разработала курс стенографии по единой государственной системе под авторством Н. Н. Соколова. Курс разбили на части: общую и специальную. Учёные крепко взялись за рационализацию труда «летописцев».
Для примера рассмотрим удобство освоения навыка на iPad с дополнительным пером для рисования. Стандартное приложение «Заметки» имеет достаточно настроек для выполнения заданий. Разлиновка, выбор начертательных инструментов и выделение цветом облегчают запись.
При изучении символов важно добавлять подсказки по движению руки во время начертания, обращать внимание на направление завитушек и закорючек. Фиксация примеров поможет в будущем прояснить тонкости выведения и соединения заковыристых штрихов.
Обучение начинается со знакомства с алфавитом. С первого взгляда заметно не только меньшее количество штрихов, но и букв. В словах их становится ещё меньше: гласные, не смея отнимать секунды письма, часто прячутся. Запомнить штрихи поможет мнемоника, описанная в двух частях.
Может показаться, что символы крайне просты, – опасное заблуждение, которое в будущем может сыграть злую шутку. Важно выводить знаки предельно аккуратно, соблюдая длину, положение и наклон. Иначе возникнет путаница, когда добавите сокращения, и знаки начнут скакать по строке.
На первых порах точность важнее скорости. Экспериментально вывели, что для быстрописания стоит выбирать тонкие ручки и перья: лучше различимы округлости и угловатости, упрощающие последующее дешифрирование при прочтении. Бумага – с двумя линейками для строчки.
Для тренировки желательно распечатать алфавит и вспомнить уроки чистописания в первом классе. В случае затруднений будут полезны стенографические прописи для последующей обводки по контурным точкам. Для освоения первой ступени достаточно недели ежедневных тренировок.
После закрепления базовых символов, изучения правил их взаимного расположения и корректного соединения переходим к первым словам:
Уменьшение количества штрихов греет душу и внушает надежду на возможность дословной записи говорящего с добавлением мыслей и пометок. При обычной записи слово «баллада» требует 15 штрихов и двух отрывов руки от бумаги, при стенографии – пять штрихов и ноль отрывов.
Слово «икать» – в три раза меньше чёрточек, а «крейсер» – в два. Как вы уже заметили, в сочетаниях повторяющихся букв достаточно отображения одной. Именно поэтому стенографистов можно назвать невежественными – игнорируют многие правила орфографии в угоду скорости.
Часто используемые пары букв сливаются в отличительные знаки:
Здесь экономия движений выглядит более значительной: можно нотировать в три, четыре и даже пять раз меньше! Грубейшая ошибка, которую совершают взявшиеся за самостоятельное освоение навыка – остановиться на данном этапе. Этого недостаточно, чтобы писать со скоростью речи.
Стойкие, разобравшись с кодировкой слогов, переходят к шифрованию морфем: незачем прописывать повторяющиеся приставки, корни, суффиксы, окончания. Часто встречаемые буквосочетания имеют особые знаки для экономии времени, чернил и бумажных ресурсов:
После освоения сотни символов, замещающих от двух до четырёх букв, приходит время внедрить в письмо словарь сокращений. Обычно дошедшие до этого этапа сердечно благодарят за совет, данный в начале: заняться чистописанием, чтобы добиться точности и аккуратности фиксации.
Помимо электронных гаджетов не забываем практиковаться на традиционных носителях. Невольно обращаем внимание на качество бумаги и чернил, лёгкость написания выбранными ручками. Помним, что на важнейших переговорах, электронные устройства – табу.
Стилофилистов порадует возможность использования аристократичных перьевых инструментов без опасности замараться в чернилах или поставить обидную кляксу на чистовом многостраничном документе. Письмо разной толщины добавит эстетическое наслаждение учебным процессом.
На данном этапе важно добиться безошибочного выведения отдельных слов. Позаботиться о развитии умения читать и быстро схватывать стенографические письмена. Добиться стопроцентного использования всего арсенала сокращений и приёмов.
Следующий шаг – переход от качества к скорости с помощью количества. Начинаем переписывать большие тексты, чтобы отработать все правила и набить новые шишки. Здесь не так важна безошибочность, как неумолимая системность регулярных тренировок:
Невероятно, но на первых порах запись стенографией будет существенно медленнее, чем обычное письмо. Поначалу прочтение закорючек даётся тяжело: изобилие неточностей в очередном фрагменте наглядно покажет важность знания правил назубок и точного выведения символов.
После записи не менее 100’000 букв стенографией можно переходить к разработке собственного словаря с учётом специфики деятельности и особенностей почерка:
Спустя месяцы тренировок начинается непроизвольная замена обычного письма оптимизированным. Становится лень выводить стандартизированные завитушки кириллических букв. Пикантности добавляет невозможность сторонних глаз прочесть зафиксированную суть.
Стенография – один из столпов личной эффективности. «Арабская вязь», при первом взгляде, пугает и ставит в ступор. Непонятное начертание возводит умельцев в ранг небожителей в глазах обывателей, теряющих всякую надежду познать сокровенные банальности мыслей.