Публикация Школы траблшутеров

Зачистка репутации в Сети

Время чтения: 13 мин 15 сек
9 октября 2023 г. Просмотров: 418

Репутация, СетиОлег Брагинский, Виталий Лажинцев, Сергей Кондратенко

Основатель «Школы траблшутеров» Олег Брагинский со слушателями школы Виталием Лажинцевым и Сергеем Кондратенко делятся кейсами по истреблению компрометирующих материалов в сети, способах воздействия на мошенников и советами по антикризисным мерам.

Актуальность темы

Владелец бизнеса заблуждается, думая, что черный пиар не влияет на продажи. Возможно, подобных проблем раньше не было, поэтому кажется, что и решать их надо по мере поступления.

Но когда дом уже горит, поздно искать противопожарную систему по акции. Инцидент может и не случится. Но люди ведь не зря тратятся на огнетушители, морочат голову защитными нормами.

У каждого крупного политика есть команда, которая ищет и устраняет «грязь» на босса. Мы сталкивались с этим неоднократно, составляя «цифровой портрет» по запросу заказчиков.

У брендов есть отделы по работе с негативом, постоянно ведущие мониторинг. Публичные фигуры, у которых этого нет, погибают от чёрного пиара и навсегда исчезают из информационного поля.

Опасности для бизнеса, карьеры, репутации

Марки, не следящие за репутацией, загибаются, имея классные продукты и отличные цены. Заказов становится всё меньше. Любой негатив, люди запоминают в 1’000 раз сильнее, чем позитив.

По нашему опыту можно вливать средства в рекламу ресторана, гостиницы, барбершопа, но отрицательные отзывы на площадках «завернут» потенциальные лиды в обратную сторону.

«Если о вас много хорошего, то может быть это и правда, а если немного плохого, то это точно правда», – так думает потенциальный клиент, бизнес-партнёр, избиратель, инвестор.

Так же, рассуждаете и вы. Спросите себя, станете ли посещать ресторан, где официанты с издёвкой плюют в подаваемую на стол еду? Так говорят в Сети, но PR-отдел заявляет, что это не правда.

У заведения отличная репутация, но одна дама, которую не пустили из-за того, что она была пьяна в стельку, не стояла на ногах, вела себя вызывающе по-хамски, затаила жёлчную злобу.

Девушка протрезвела, приняла душ, навела макияж, оделась, словно божий одуванчик, резво включила фронтальную камеру последнего айфона, горько заплакала и записала слёзное видео.

Рассказала, что в ресторане три официанта демонстративно плюнули в еду и вино, охранник бил ногами. Управляющий угрожал приложить железной трубой, но девушка чудом успела сбежать.

Она настолько артистично и правдоподобно рыдает на камеру, что видео взлетело в YouTube и в TikTok. Вирусный материал подхватили телеканалы, включив в новостные репортажи.

Теперь старые клиенты ресторана почему-то туда особо не спешат, а уж новые и тем более. А чтобы вы сделали на месте потенциального гостя? В 99% тоже не пошли бы в спорное заведение.

Даже если бы администрация записала опровержение, выложила на сайте и в соцсетях, то те, кто ещё были не в курсе истории, узнают её и тоже не придут. Плюс, многие расскажут друзьям.

Выход один – удалить негатив и как можно быстрее. Но это уже будет тушением пожара. В идеале разумнее заранее стать клиентом команды, специализирующейся на искоренении скверны.

Быстрее отреагируете – скорее загасят пламя. Если вовремя предпринять необходимое, информационное пространство очистится от едкого дыма, а запах развеется за неделю.

Были случаи, когда после скандального ролика заказчик замешкался с удалением, а видео набирало тысячи просмотров. PR-отдел «стоял на ушах», но ничего не мог сделать.

Стоимость удаления материала ничтожна. Но многие бизнесы погибают, так и не поняв, в чём дело. Сетуя на кризис, высокие налоги, административные нагрузки и запрет импорта моцареллы.

Почему СМИ пишут негатив?

Если кажется, что средства массовой информации только информируют о новостях, то это большое заблуждение. Все вещающие площадки в обязательном порядке являются рекламными.

Насколько сильно хотят заработать деньги? Обвешивают сайт баннерами, выскакивающими со всех сторон, пробиваясь через AdBlock, «крутят» рейтинги посещаемости до невероятных значений.

Вышла гнусность по телеканалу или на новостном сайте? Это было кем-то оплачено. Журналист, который сердечно вещает сочувствующим тоном, получил серебряники и технические задание.

Там подробно расписано, как должна выглядеть новость, требования к хронометражу и тому, какой должна следует развивать посыл.

Если в реальной жизни, с вами, близкими или коллегами случилось действительно нечто плохое, вы устанете звонить и писать журналистам, но бесплатно никто ничего в эфир не пустит.

Но если случится чудо, и всё же одно мелкое издание из 100, куда вы обратились, разместит у себя сермяжную историю, то может потом быстро удалить или даже исказить не в вашу пользу.

На издание квалифицированно выйдет противоборствующая сторона и немного заплатит. Редко публикуются объективные новости, это скорее исключение из правил, – просто повезло.

Как зарабатывают СМИ и гадкие сайты

Пиар на новостных площадках – основной источник заработка. Дмитрий Гордон, якобы честный журналист, общественный деятель за интервью берёт $30’000 – это знает каждый PR-специалист.

Кейс 1. Удалили заказчику старый материал на иностранном интернет-ресурсе

Кейс 2. Удалили заказчику старый материал на иностранном интернет-ресурсе

Кейс 3. Удалили негативное видео на YouTube

 

Дмитрий задаст любые вопросы, которые захотите, по списку, чтобы отвечающий выглядел умным, эрудированным, интересным собеседником с богатым жизненным опытом.

По словам Дмитрия все интервью, у него исключительно бесплатны. И он на этом не зарабатывает, потому что когда-то слишком разбогател, ведь занимался прибыльнейшим бизнесом.

Теперь же просто хочет быть социально-активным и общественно полезным, вкладывая душу в гостей целиком и ничегошеньки не требуя взамен.

Есть сайты, занимающиеся исключительно «чернухой» и даже не старающиеся делать вид, что занимаются чем-то общественно полезным. Только компромат, пачкотня, мерзости и гадости.

Кадр из интервью журналиста и телеведущего Владимира Познера с основателем одной из самых крупных финансовых пирамид в РФ и СНГ, ныне находящимся в федеральном розыске

 

Задача «сливных ям» – выпрыгивать в поисковике со скандальной статьёй, когда объект интереса кто-то гуглит. Они публикуют «вонь» заткнув носы и заботятся, чтобы никто ничего не удалил.

Так с преспокойным сердцем поступают всевозможные отзовики о работодателях и другие непотопляемые инфопомойки.

Алгоритм защиты и удаления

Существует заблуждение: чтобы не было негатива, надо хорошо делать работу и не иметь врагов. Ну а если встретится на пути, желающий очернить, его накажет карма, и потом всё будет хорошо.

Главное – быть добрым, думать благие мысли, жертвовать десятину в детские фонды или религиозные секты. В этот миф верят почти все, особенно владельцы мелких торговых марок.

В реальности подобные меры незначительно снижают вероятность появления негатива. С ростом аудитории и числа потребителей, появление «мути» становится лишь вопросом времени.

Действовать лучше только эффективными методами. Но если честно признаться друзьям, знакомым и клиентам, что удаляете напраслину – не поверят, что была несправедливой.

Подумают: дыма без огня не бывает. Раз кто-то публикует гадости, значит ваше «рыльце в пушку». Поверят лишь те, кто имел схожий печальный опыт, и то если хорошо будут знать вашу историю.

Чистка похабщины в Сети нетривиальна. Специалисты удалют плесень, могут мониторить бренд или имя в поисковых системах регулярно, оперативно счищая свежие надоедливые наросты.

К каждому помоечному сайту применимы специализированные инструменты. Их применению учатся годами. Не существует простого лайфхака, применимого в течение 15 минут.

Почему не удаётся удалить все гадкие материалы?

Удалить можно почти всё – вопрос цены. Иногда могут потребоваться месяцы и годы на переписку и юридические действия. Беда, что многие пользователи Сети живут общественным мнением.

А молва гласит, что: «черный пиар – тоже пиар», «собака лает, караван идёт», «будь умнее, не обращай внимания» и другие небезобидные для репутации «народные глупости».

Продвинутые знают – подача всегда ложна, но тоже становятся жертвами. В редких случаях, когда необходимость чистки жизненно важна, удаляют лишь позиции, которые стоят недорого.

Когда дело доходит до уничтожения дорогостоящих вбросов, клиент откладывает реакцию на потом. Убеждает себя, что лучше пусть говорят хоть как-то, чем никак и жлобство берет верх.

Ему может и всё равно, но партнёрам и поставщикам – нет: теряются в догадках. Далее идут репутационные потери из-за оттока заказчиков.

Достаточно увидеть парочку плохих отзывов и не спасёт даже самый красивым сайт: потенциальные гости читают отзывы, перед тем как остановиться в новой гостинице.

Как защищаются мошенники, негатив которых сложно удалять?

Обычно держат собственный сервер: юридические претензии не сработают. Найти его физически бывает сложно. Применяются мудрые цепочки по жонглированию контактами владельца ресурса.

Сокрытие данных усложняет обнаружение контактов. Компания – шифровальщик данных говорит: «извините, по законам банановой республики в Карибском море, мы вам ничего не сообщим».

Регистратор домена не при делах, ведь он только даёт ссылку на страницу, а информация хранится на некоем сервере. Поисковые системы банально советуют обращаться к владельцу контента.

Собственнику болота море по колена: знает, что большинство претензий временны, а угрозы чаще не сбываются. Кричащие повопят, повозмущаются, забудут, смирятся.

Юристы могут спокойно и надменно вещать: «Грядёт суд. Обещаем вагонетку жалоб в прокуратуру и во все инстанции, куда можно обратится, чтобы насыпать обращений. Будет и огласка в СМИ».

Негодяй лыбится с уверенностью, что ему ничего не будет и продолжает мрачные злодеяния. Но на каждую вошь найдётся мухобойка: нужны профильные специалисты, иного решения нет.

Карабас Барабас получает исполнения списка обещаний, плачет на ковре у начальника, его гонят со службы. Так бывает с «чёрными» журналистами, вредными сайтами и YouTube-каналами.

Аналогию привели, вспоминая советы из популярных статей с забавными рекомендациями: написать вежливое обращению обладателю контента и ждать участливого сотрудничества.

По-доброму не получится: журналист пыхтел, фабрикуя материал, продумывал, как сделать цепляющим и правдоподобным. До публикации уже потратил деньги, полученные за заказ.

Отмазок будет насыпано множество: «плохая экономика», «семью кормить надо» и не важно, что рушится чей-то бизнес, ведь личных отношений с пострадавшим нет.

Кейс 4. Удалили старый неактуальный материал заказчику

Кейс 5. Удалили старый неактуальный материал заказчику

Кейс 6. Удалили негативный материал об известном фитнес-тренере

Кейс 7. Удалили негативный видеоролик на YouTube об известном фитнес-тренере

Кейс 8. Удалили негативный материал об известном фитнес-тренере

Кейс 9. Администрация социальной сети пишет нам об успешном удалении материала

 

Заключение и напутствие

Если в бизнесе всё плохо: хамоватый персонал, отвратительные услуги, то и хулы будет много. Лучше – нормально работать и регулярно проверять бренд в Сети, оперативно удаляя грязь.

Прикрывая неоднозначные моменты репутации, которые случаются, негатив надо истреблять как можно быстрее. А для поддержания баланса регулярно проводить белые пиар-кампании.

Раздача продуктов, покраска лавочек в скверах, отлов бездомных собак. Хотя, конечно, жаль, что добрые поступки нередко прикрывают не самые лучшие дела.

Опытные же сами управляют потоками нечистот, создавая и удерживая «контролируемые помойки» и подкармливая троллей. В ход идут все виды вооружений для информационных войн.